Режимы труда и отдыха водителей определены Приказом министерства транспорта РФ.
Тахограф позволяет контролирующим органам (ГИБДД) проверять, соблюдает ли водитель нормы действующего законодательства по режиму труда и отдыха.
Прежде, чем ответить на данный вопрос, обратим внимание на следующие определения:
Рабочее время водителя и время управления автомобилем.
Рабочее время водителя включает в себя:
Как мы видим, рабочее время водителя включает в себя довольно много действий, в том числе и время управления ТС
Согласно приказу Минтранса России от 20.08.2004 № 15 ред 484 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"
Продолжительность рабочего дня при пятидневной рабочей неделе:
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов!
Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе:
Для водителей, работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 7 часов!
Продолжительность рабочей недели:
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Таким образом, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть более 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе, и не более 7 часов в день при шестидневной рабочей неделе.
Количество отработанного времени в неделю не может превышать 40 часов!
Итак, мы рассмотрели нормальную ежедневную и еженедельную продолжительность рабочего времени.
Но бывают случаи, когда нормальная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена. В этом случае водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью один месяц, а в случае перевозок, связанных с обслуживанием сезонных работ (например сбор урожая) - до 6 месяцев.
То есть, считается сумма отработанных часов за учетный период (неделя или месяц), причем:
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов!
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзов)
Далее разберем продолжительность рабочего дня и рабочей недели при суммированном учете.
Суммированный учет рабочего времени – день.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов!
За исключением*:
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Важно!
Согласно пункта 16 приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 г. №15:
Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов!
За исключением:
Суммированный учет рабочего времени - месяц 10 часов в день не чаще 2-х раз в неделю!
Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Суммированный учет рабочего времени - 6 месяцев.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Таким образом, при суммированном учете рабочего времени, продолжительность рабочего времени и управления ТС может быть:
Время отдыха водителя. Перерыв для отдыха и питания.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.
Если продолжительность смены больше 8 часов, водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания, общей продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов.
Время отдыха водителя. Ежедневный (междусменный) отдых.
Продолжительность ежедневного междусменного отдыха вместе с перерывами для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Время отдыха водителя. Ежедневный (междусменный) отдых на междугородных перевозках.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.
Отдых может быть сокращен до 9 часов не более трех раз в течении одной недели, при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, суммарно равный сокращенному времени.
Время отдыха водителя. Еженедельный непрерывный отдых.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Таким образом, время отдыха водителя:
Управление автомобилем в течении рабочего дня на междугородных перевозках.
На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути, продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа.